Специалисты

Как общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья

3

июня

2024

ДЕТИ С РАС

Детям с РАС (расстройствами аутистического спектра), или с аутизмом характерно поведение с трудностями в области социальной адаптации и общения, а также ограниченный и повторяющийся круг интересов, игр и занятий. Ребенок с РАС — это ребенок со своим миром, добрым и бескорыстным. У него большие коммуникативные сложности и иное понимание в том, что его окружает. Но ему, как и всем нужны друзья, забота, поддержка.

Правила общения с ребенком с аутизмом.

Такой ребенок боится новых непонятных ситуаций. Он очень хочет иметь друзей, ему важно внимание и общение, но не знает, как правильно общаться и как себя вести.

Игра должна ему быть понятна, интересна и доступна. Следовательно, нужно учитывать его желания и интересы.

Говорить с таким ребенком нужно простыми короткими фразами. По необходимости повторять и давать подсказки.

Дети с РАС быстро устают. Если заставлять продолжать их игру это может им навредить.

Когда испытывают сильные эмоции, могут издавать громкие звуки – кричать, визжать. Не надо пугаться, можно продолжать играть. Далее взрослые их научат выражать эмоции иначе.

Как любят играть дети с РАС.

Кататься – на чем угодно, будь то качели, горки, скейт, велосипед. Игровые детские комнаты, игры с мячом. В некоторые игры могут играть долго, например, перебирать мелкие предметы, собирать картинки. Нравится играть одному, но порой нужна компания.

ДЕТИ С ДЦП

Детский церебральный паралич – комплекс особенностей организма, влияющих на способность ребенка двигаться, поддерживать равновесие и осанку, разговаривать и контролировать свое тело.

У многих ребят с ДЦП тонус мышц повышен, что затрудняет их деятельность. Им сложнее бегать, прыгать. У кого-то из них нарушено равновесие и координация – это проявляется при ходьбе и письме. Некоторые ребята не могут контролировать двигательную активность: движения рук, ног, мышц лица и языка. Они испытывают трудности с сидением и ходьбой, а также с глотанием и речью.

Детей с ДЦП много, и они разные: одни могут передвигаться самостоятельно или с помощью специального кресла, другие же постоянно лежат и могут пошевелить лишь кистью или шеей.

Правила общения с ребенком с ДЦП.

Когда ребенок подходит к вам не игнорируйте его, обязательно пообщайтесь с ним. Спросите в какие игры он играет.

Не нужно его слишком опекать. Ему нравится играть на равных. Если ему нужна помощь, он её попросит. Или научите его просить помощь. Пожалуйста, уважайте личные границы ребенка. Перед началом игры спросите хочет ли он играть. Перед тем как прикоснуться к ребенку спросите разрешения. Относитесь к таким детям с терпением и пониманием.

Как играть с ребенком с ДЦП.

Такие детки очень общительны. Любят играть в настольные игры, обсуждать интересные темы. Здорово вместе смотреть мультфильм, почитать книгу, собрать конструктор или пазлы.

ДЕТИ С ТУГОУХОСТЬЮ

Тугоухость – стойкое снижение слуха, вызывающее затруднение в восприятии печи. Ребенок с тугоухостью слышит вас, но плохо. Таких детей называют слабослышащими. Слышать лучше им помогают слуховые аппараты, которые иногда называют улитками.

Правила общения со слабослышащими детьми.

Старайтесь говорить с ребенком с тугоухостью спокойно, произнося обращенные к нему слова разборчиво и четко.

Когда вы говорите, ребенок должен видеть ваше лицо, мимику и жесты и следить за движениями ваших губ – так он лучше поймет обращенную к нему речь.

Нив коем случае не нужно кричать! Лучше сказать, обычным голосом ему на ушко. Повторите несколько раз, по очереди в правое и левое ухо, а в промежутках показывайте, как при этом двигаются ваши губы. Когда вы говорите ему на ушко работает слуховое восприятие. А когда он видит ваши губы – зрительно-слуховое.

Нельзя внезапно появляться перед ребенком – так его можно сильно напугать. Старайтесь подходить к ребенку осторожно, издавая звуки при этом. Жестикулируйте, чтобы привлечь внимание ребенка. Только делайте это аккуратно, пожалуйста.

Как играть со слабослышащим ребенком.

Это могут быть подвижные игры, игры с мячом, игры на бумаге, лепка из глины, пластилина, игры с машинками или куклами и т.п. Главное, чтобы все участники игры понимали её правила, а для этого необходимо придерживаться правил общения с детьми с тугоухостью.

СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ

Вследствие зрительного дефекта снижается двигательная активность, нарушается координация движений, что негативно влияет на развитие предметной деятельности детей. Слепые познают мир вокруг тактильно, на слух и при этом практически не ограничены ничем, кроме визуального восприятия. 

Правила общения со слабовидящим ребенком.

Не подходите к незрячему ребенку слишком тихо, незаметно. Если вы хотите подойти, взять его за руку, обязательно сопровождайте свои действия речью, т.к. ребенок вас не видит и может испугаться.

Обращайтесь к ребенку по имени, разговаривайте с ним на близком расстоянии лицом к лицу, чтобы ваши лица находились на одном уровне, – так ребенку будет легче понять направленность действий взрослого.

Разговаривайте с ребёнком не слишком громко, ваша речь должна быть чёткой и неторопливой. Соблюдайте паузы и следите за интонацией. 

Если к ребенку кто-либо приближается, сообщите ему об этом - кто подходит и с какой стороны, чтобы он мог повернуться лицом к этому человеку и был готов к общению.

В разговоре пользуйтесь зрительным описанием происходящего с доступной для него визуально-тактильной средой. Например, не «У меня есть игрушка медведь», а «У меня дома есть большой плюшевый мягкий мишка» или не «Машина едет», а «Слышишь, как едет машина, слышишь звук двигателя, чувствуешь выхлопной запах бензина?». Не нужно спешить описывать все происходящее вокруг, не следует резко переключаться с одной темы на другую. В общении со слепым ребенком необходимо использовать слова, связанные с процессом зрительного восприятия: посмотри, рассмотри, вижу.

Как играть со слабовидящим ребенком.

Слабовидящему ребенку нужно наличие большого количества игрушек, различных по форме, размеру и выполняемым функциям. Развитию тактильного восприятия будут способствовать машинки с открывающимися дверями, чётко прощупываемыми колёсами, багажником и капотом, фигурки животных с отчётливо выделяющимися частями тела и т.д. Главное, чтобы игрушка была приятной и понятной на ощупь.

Каждый предмет, предназначенный для игры, незрячему ребёнку необходимо давать в ручки, осторожно показывая его же пальчиками всю фактуру с выделяющимися деталями и знакомя с теми действиями, которые требуется совершить, чтобы встроенный механизм (если он есть) заработал: послышался звук, начали вращаться колёса, зашевелились лапки и т.д.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

ИСПОЛЬЗУЙТЕ
слова и понятия, не создающие стереотипы:

ИЗБЕГАЙТЕ
слов и понятий, создающих стереотипы:

Человек с инвалидностью,
 Человек с ограниченными физическими возможностями

Человек с ограниченными возможностями, больной, искалеченный, покалеченный, неполноценный, калека, с дефектом здоровья, с недостатком здоровья

при сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности:

Не инвалид, человек без инвалидности

Нормальный / здоровый

Человек, использующий инвалидную коляску; человек на коляске; человек с парализованными ногами

Прикованный к инвалидной коляске, паралитик, парализованный

«Колясочник» – приемлемо в среде общения людей с инвалидностью

Врожденная инвалидность, инвалид с детства

Врожденный дефект / увечье / несчастье

Имеет ДЦП (детский церебральный паралич), человек (ребенок, дети) с ДЦП

Страдает ДЦП, болеет ДЦП, «дэцэпэшник»

Человек, перенесший полиомиелит /имеет инвалидность в результате…; человек, который перенес болезнь /
стал инвалидом в результате...

Страдает от полиомиелита /
от последствий полиомиелита, жертва болезни

Человек с особенностями развития /с особенностями в развитии, человек с ментальной инвалидностью, с особенностями ментального развития

Отсталый, умственно неполноценный, с задержкой / отставанием в развитии, с интеллектуальной недостаточностью, с умственной отсталостью, имбецил, дебил

Ребенок с особенностями развития

Слабоумный, «тормоз», с задержкой / отставанием в развитии

Дети с инвалидностью

Дети-инвалиды

Дети с особыми образовательными потребностями

Школьники-инвалиды

Человек с синдромом Дауна, ребенок (дети) с синдромом Дауна

С болезнью Дауна, «даун», «монголоид», «даунята» (о детях с синдромом Дауна)

Человек с эпилепсией

Эпилептик, припадочный, страдающий эпилептическими припадками

Человек с особенностями психического развития, человек с особенностями душевного или эмоционального развития

Псих, сумасшедший, люди с психиатрическими проблемами, душевнобольные люди, люди с душевным или эмоциональным расстройством

Незрячий, слабовидящий человек, с инвалидностью по зрению

Слепой, совершенно слепой

Неслышащий / глухой
слабослышащий человек, с инвалидностью по слуху, пользующийся жестовой речью

Глухой как пень, человек с нарушением слуха, человек (ребенок) с остатками слуха, глухонемой

 

logo

Решаем вместе
Есть предложения по организации образовательного процесса или знаете, как сделать сад лучше?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo