Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44» создан 30 марта 1962 года.
Форма пользования зданием и земельным участком МБДОУ д/с № 44 в оперативном управлении.
Здание МБДОУ д/с №44: типовое двухэтажное, общей площадью 671,2 кв.м, земельный участок площадью 3344 кв. м.
В настоящее время материально-техническая база детского сада отвечает требованиям СаНПиН 2.4.1.3049-13. Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в соответствии с критериями ФГОС дошкольного образования, должна быть:
- содержательно-насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной.
В детском саду функционируют следующие помещения, которые используются для проведения практических и учебных занятий:
- музыкальный зал
- физкультурный зал
- 4 групповых помещения
В МБДОУ д/с № 44 имеется в наличии библиотека, расположенная в методическом кабинете ДОУ, содержащая научно-методическую, педагогическую литературу, детские издания, периодические издания, раздаточный и демонстрационный материал для организации образовательного процесса.
В каждой возрастной группе имеются мини-библиотеки, содержащие художественную, методическую и педагогическую литературу, серии демонстрационных картин в соответствии с возрастом.
Объекты спорта (В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ):
- спортивный зал
- спортивный уголок (каждая группа)
- спортивная площадка (территория ДОУ)
- оборудование для лазания, баскетбольные кольца (прогулочные площадки)
Средства обучения и воспитания (В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ):
Оборудование для социально-коммуникативного развития: атрибуты к сюжетно-ролевым играм (семья, больница, парикмахерская, школа, библиотека, театр, магазин, путешествие, почта и др.), уголки в групповых помещениях для организации сюжетно-ролевых игр, выносной материал для игр на площадке. Настольные игры, способствующие обучению взаимодействовать, саморегулировать собственные действия. Игрушки различного вида, конструкторы, предметы мебели и интерьера.
Оборудование для познавательного развития: иллюстрированный и демонстрационный материал, энциклопедии, дидактические игры, настольно-печатные игры. Уголки экспериментирования в группах, минилаборатория, весы, колбы, часы, доски, глобусы, карты, лупы, таблицы по ПДД.
Оборудование для речевого развития: книги для чтения, хрестоматии, плакаты, картины для рассматривания и составления описательных рассказов, аудиовизуальные средства, (диски с аудиозаписями литературных произведений, мультфильмами), раздаточный материал, дидактические игры серии «Составь рассказ по серии картин» и т.д.
Оборудование для художественно-эстетического развития: музыкальные инструменты, ширма для кукольного театра, театральные костюмы, маски, различные виды театра (кукольный, пальчиковый, плоскостной, би-ба-бо и др.), музыкально-дидактический материал. Краски, кисти, штампы, лекала, трафареты, бумага (белая, цветная, тонированная), картон, нагдядно — дидактические пособия по изодеятельности, малые скульптурные формы, иллюстрации, картины, папки, поделки из природного материала, репродукции картин художников, поделки педагогов и родителей с детьми, технологические карты. Уголки в группах по самостоятельной музыкальной деятельности и изодеятельности, «полочки красоты», мольберты, уголки ряженья и театральные уголки.
Оборудование для физического развития: спортивное оборудование и инвентарь: скамьи, дуги для подлезания, рефлекторные дорожки, оборудование для спрыгивания, шведская стенка, обручи, мячи, скакалки, гимнастические палки, шнуры, разноцветные флажки и ленты, кольца, мешочки с песком, игрушки, кегли, канаты; физкультурные уголки в группах с необходимым оборудованием.
Технические средства обучения:
- проектор,
- мобильный проекционный экран,
- музыкальный центр,
- CD проигрыватели.
Данные объекты для проведения практических и учебных занятий, библиотека, объекты спорта, средств обучения и воспитания приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья частично и избирательно.
Методический кабинет детского сада оснащён всем необходимым для обеспечения образовательного процесса с дошкольниками:
- нормативно-правовая база организации деятельности дошкольного образовательного учреждения;
- современные программы и технологии дошкольного образования;
- методические рекомендации по основным направлениям работы с дошкольниками;
- обобщённый положительный педагогический опыт воспитателей;
- библиотека методической и детской литературы;
- демонстрационный, раздаточный, игровой материал для организации педагогической деятельности с дошкольниками
В педагогическом процессе ДОУ для развития познавательного интереса, повышения уровня и качества знаний у детей, в детском саду используются разнообразные технические средства:
- телевизор, DVD-магнитофон: для просмотра познавательных телепередач, видеофильмов, мультфильмов, сказок;
- магнитофоны (в каждой возрастной группе), музыкальный центр с караоке в музыкальном зале: для развлекательных мероприятий,прослушивания музыки в режимных моментах, проведения музкотерапиии;
- медийная установка: для просмотра мультимедийных презентаций на различную тематику;
- компьютер, ноутбук и другая оргтехника (цветной принтер): для проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми, для сбора и анализа информации, оформления педагогической документации.
Создание условий для освоения детьми
образовательных областей
МБДОУ д/с№44
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ЗДОРОВЬЕ":
- медицинский кабинет, изолятор, медицинские препараты для проведения профилактических мероприятий;
- разработано 10-ти дневное меню, оформлена картотека блюд;
- разработана комплексная система по формированию у воспитанников здорового образа жизни: перспективное планирование; конспекты Уроков здоровья; наглядно-дидактический материал по формированию у детей основ здорового образа жизни
- оборудована комната для релаксации
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА":
- музыкально-спортивный зал;
- мини-тренажёрный зал с необходимым спортивно-игровым оборудованием, в том числе 4 тренажёра
- спортивные центры в группах
- инвентарь и оборудование для организации двигательной активности детей в помещениях и на свежем воздухе (мячи, обручи, скакалки, санки, лыжи, самокаты, велосипеды, и т.п.);
- мини-музей «Кандалакша спортивная»;
- на территории созданы условия для физического развития детей (спортивная площадка с необходимым спортивным оборудованием, автодром для катания на велосипеде);
- фонотека с записями музыки для релаксации;
- картотеки занятий по физической культуре, подвижных игр, физминуток
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "БЕЗОПАСНОСТЬ":
- в старшей и подготовительной группах оформлены уголки безопасности с необходимым наглядным и игровым материалом по безопасности в различных жизненных ситуациях (иллюстрации, плакаты, альбомы, дидактические игры), детской литературой соответствующей тематики;
- в методическом кабинете материал по безопасности оформлен по блокам - "Ребёнок и его здоровье" (валеология), "Ребёнок дома" (правила безопасности в быту, пожарная безопасность), "Ребёнок и дорога" (правила безопасности на дороге), "Ребёнок и другие люди" (личная безопасность ребёнка), "Ребёнок и природа" (правила безопасности на природе, "Азбука АУ")
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ "КОММУНИКАЦИЯ" И "ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ":
- в группах созданы речевые центры, включающие в себя книжные уголки, оснащённые всем необходимым для речевого развития детей (художественные произведения русских и зарубежных писателей;иллюстративный материал к знакомым произведениям; наборы сюжетных картинок по разным темам; схемы, модели, мнемотаблицы и коллажи для составления описательных и творческих рассказов;альбомы для словотворчества;картотеки загадок, потешек, скороговорок; настольно-печатные игры);
- в методическом кабинете представлен демонстрационный материал (картинки, иллюстрации по основным лексическим темам; мнемотаблицы, коллажи); материалы проектной деятельности; методические рекомендации по речевому развитию дошкольников; библиотека детской литературы; портреты писателей и поэтов; иллюстрации к художественным произведениям
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "СОЦИАЛИЗАЦИЯ":
- в групповых комнатах выделено пространство для игры и имеется соответствующее игровое оборудование для различных видов игр: сюжетно-ролевых, подвижных, спортивных, дидактических, театрализованных, режиссёрских и т.п.;
- оформлены уголки настроения;
- в средней, старшей и подготовительной группах оформлены уголки по гражданскому воспитанию, в том числе по краеведению
- в старшей группе оформлен уголок поморского быта в виде деревянной избы
- в методическом кабинете представлен разнообразный материал по патриотическому воспитанию, краеведению, формированию основ нравственности (методические рекомендации, иллюстративный материал, тематические альбомы и прочее)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ПОЗНАНИЕ":
- в группах раннего возраста оформлены центры для организации игр с песком и водой с необходимым игровым оборудованием;
- в каждой группе есть «зеленые уголки» с комнатными растениями, за которыми дети наблюдают, учатся ухаживать за ними;
- в дошкольных группах оформлены центры экспериментирования с необходимым оборудованием (лупы, различные весы, магниты, глобусы, карты, различные сыпучие материалы, песочные часы, фонарики, различные ёмкости, бросовый и природный материал и тому подобное);
- в дошкольных группах и методическом кабинете в наличии подбор книг и открыток, комплектов репродукций, игр и игрушек, знакомящих с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, с техническими достижениями человечества, подобрана познавательная литература (энциклопедии, природоведческие журналы для детей);
- в группах имеется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал; разнообразные конструкторы (деревянные, металлические, пластмассовые с различными способами соединения деталей), конструкторы типа «Лего»;
- в группах оборудованы центры занимательной математики, в которых представлены различные развивающие игры; демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме; материал и оборудование для формирования у детей представлений о числе и количестве; материал для развития временных пространственных представлений
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО":
- в группах оформлены центры искусства оснащённые необходимыми материалами для организации самостоятельной и совместной деятельности по данному направлению (бумага разной фактуры и размеров, разноцветная бумага, пластилин, карандаши, краски, кисти, цветные мелки, природный и бросовый материал и др.);
- в методическом кабинете подобраны репродукции картин разных жанров;предметы и пособия народно-прикладного искусства; методические рекомендации по организации продуктивной деятельности с дошкольниками
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "МУЗЫКА":
- музыкальный зал;
- музыкальные инструменты (2 пианино в музыкальном зале и группе раннего возраста);
- детские музыкальные инструменты (бубны, погремушки, металлофоны, маракасы, барабаны, ложки и др.);
- музыкально-дидактические игры и пособия;
- в группах имеются музыкальные игрушки, музыкальные уголки;
- фонотека с лучшими образцами классической и современной музыки для детей
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ТРУД":
- в методическом кабинете подобраны иллюстрации, альбомы с фотографиями о труде взрослых, орудиями труда;
- в старшей и подготовительной группах оформлены уголки дежурства;
- в наличии оборудование для организации труда в природном уголке, на огороде, хозяйственно-бытового труда, организации дежурства по столовой
Обеспечение доступа в здание ДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Территория МБДОУ д/с № 44 асфальтирована. Вход оборудован кнопкой вызова сотрудников учреждения. Пандусы и другие устройства и приспособления для воспитанниковс ОВЗ в МБДОУ д/с №44 отсутствуют.
Сведения об условиях питания и охраны здоровья обучающихся:
В детском саду организовано сбалансированное 4-х разовое питание (включая второй завтрак) детей в группах с 12-ти часовым пребыванием.
При организации питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной потребности, суммарный объем блюд по приему пищи (в граммах).
Питание в МБДОУ осуществляется в соответствии с примерным десятидневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ д/с № 44, разработанным с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях. Содержание белков должно обеспечивать 12-15 % калорийности рациона, жиров – 30 – 32% и углеводов – 55 – 58%.
При распределении общей калорийности суточного питания детей, пребывающих в ДОУ 12 часов, используется следующий норматив: завтрак – 20 — 25%; второй завтрак 5%; обед – 30 — 35%; полдник — 10 – 15%, или уплотненный полдник 30 – 35%.
В промежутке между завтраком и обедом рекомендуется дополнительный приём пищи – второй завтрак (5 %), включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты.
Ежедневно в меню включены: молоко, кисломолочные напитки, мясо (или рыба), картофель, овощи, фрукты, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и другие) включаются 2 — 3 раза в неделю.
При отсутствии, каких либо продуктов, в целях обеспечения полноценного сбалансированного питания, разрешается производить их замену на равноценные по составу продукты в соответствии с утвержденной таблицей замены продуктов по белкам и углеводам (приложение № 14 к СанПиН 2.4.1. 3049-13).
Питание детей соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключает жарку блюд, а также продукты с раздражающими свойствами. При кулинарной обработке пищевых продуктов соблюдаются установленные санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд.
В целях профилактики гиповитаминозов в ДОУ проводится круглогодичная искусственная С-витаминизация готовых блюд. Препараты витаминов вводят в третье блюдо после охлаждения непосредственно перед выдачей. Витаминизированные блюда не подогревают. Обязательно осуществляется информирование родителей о проведении витаминизации.
Организация питьевого режима:
Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1116-02.
Питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в саду. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка. При питьевом режиме используется бутилированная вода.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни реализуется через организацию жизнедеятельности воспитанников в соответствии с СанПиН 2.4.1. 3049-13. Режим питания, двигательный режим, закаливание, формирование полезных привычек, занятия по ОБЖ, игры по охране здоровья и безопасности – все эти мероприятия направлены на воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью. Деятельность по здоровьесбережению проводится системно, непрерывно, с соблюдением преемственности на различных уровнях образования.
В МБДОУ имеется медицинский кабинет.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
МБДОУ подключено к сети Интернет, к КСТС сеть Правительства Ростовской области, к СЭД «Дело».
Для официального сайта МБДОУ разработана версия для слабовидящих.
Воспитанники доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям не имеют.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
http://lukoshko.net - «Лукошко сказок» Детская электронная библиотека - народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей.
http://www.edu.ru - Главный портал Министерства образования и науки РФ «Российское образование»
http://dob.1september.ru - Газета «Дошкольное образование».
ped-kopilka.ru - Учебно-методический кабинет
Доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам отсутствует.
Детский сад специальными техническими средствами обучения группового и индивидуального пользования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья обеспечен частично.
Доступная среда