Специалисты

Какой он - леворукий ребенок?

17

декабря

2020

Увели­чение количества леворуких среди детей, мас­совый характер проблем в обучении письменной речи стало причиной повышенного внимания к этому феномену. В зависимости от региона количество левшей на планете колеблется в пределах 15–17 %. Несмотря на относительно большой процент, мир до сих пор создан для праворуких людей, а левшам приходится подстраиваться.

Так или иначе, часть людей и по сей день считают лево­рукость отклонением, другая же — проявлением гениальности.

 Есть данные, что у леворуких детей чаще всего присутствуют нарушения чтения и письма, нарушения или недостатки развития зрительно-простран­ственного восприятия, зрительной памяти, а также нарушения зрительно-моторной координации. Следствием этого являются трудности в различении, запоминании и написании сложных конфигураций букв и цифр, начертании геоме­трических фигур, а также зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор и т. д. Леворукость сама по себе не является дефектом развития, но зачастую выступает как одна из причин воз­никновения трудностей (особенно на начальном этапе обучения, когда идет активное формиро­вание моторики). Чтобы обучение леворуких было эффективным, необходимо знать меха­низмы и причины возникающих проблем.

Важно также разграничить сами понятия «леворукость» и «левшество». Леворукость определяется преимущественным владением левой рукой, в то время как левшество является ком­плексной характеристикой, отражающей пре­обладание активности правого полушария, или полное доминирование левой стороны.

Если ребенок рисует, ест и работает левой рукой, потому что ему так легче и сподручнее, с уверенностью можно сказать, что он леворукий. При этом является ли он абсолютным левшой можно судить только после выявления у него ведущей ноги, ведущего глаза и уха. Кроме того, встречается также «скрытое левшество», когда человек практически все делает правой рукой, но сам, не замечая, часть движений выполняет левой.

Казалось бы, организация мозговой деятель­ности у левшей должна быть такая же, как у правшей, но в зеркальном отражении. Но это в корне не так! Левша устроен и развивается совершенно по другим законам.

Преобладание левой или правой части тела может быть обусловлено несколькими причинами. Первая причина — наследование признака.  В таком случае леворукость, не патология, это один из индивидуальных вариантов нормы. У гене­тических левшей обычно не наблюдается ярко выраженных проблем с обучением, адаптацией.

В большинстве случаев с восьмой недели у плода функционируют моторные зоны обоих полушарий мозга, которые соответственно управляют левой и правой рукой, уже на этом этапе выявляется «доминирующее» полушарие. На данном этапе развития плод в утробе на­чинает двигать правой рукой, на 15-й неделе сосать палец той же руки, на 38-й неделе начи­нает поворачивать голову вправо.

Вторая причина, когда левшество является результатом стресса, который плод получает в пренатальный период, или последствием родовых травм головного мозга. В дальнейшем это может повлечь за собой повышенный риск возникновения нервно-психических отклонений. За счет механизмов компенсации правое полушарие берет на себя дополнительные функции левого.

Третья причина развития леворукости — следствие нарушения функции правой руки. Выбор левой руки связан, скажем, с травмой правой руки, переломом, но может быть и ре­зультатом подражания родным или друзьям.

И четвертая причина — это «переучивание» в процессе обучения. Рукость является одним из важнейших нейробиологических свойств, ее нельзя изменить по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым резуль­татам, которые могут проявиться не сразу, а через несколько лет.

Если ребенка переучивать в том возрасте, когда двигательные процессы являются определяющими в психическом развитии ребенка, это приводит к торможению психических функ­ций. Следствием этого процесса может быть появление у ребенка чувства ущербности, ком­плекс неполноценности, неумение общаться с людьми, невроз (беспокойный сон, тики, навязчивые движения, заикание) и т. д.

Сегодня многими исследователями убедительно до­казано, что переучивание леворукого ребенка является травматичным для его психики.

В настоящее время всем педагогам известно, что не только не надо переделывать природу, но и то, что к леворуким детям необходимо применять индивидуальный подход и исполь­зовать другие методы обучения, более есте­ственные, поэтому более эффективные для них. По некоторым данным, левши испытывают трудности при адаптации к обучению (особен­но письменной речи), процент левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза выше, чем у правшей.

У левши межполушарные взаимодействия формируются гораздо позже, чем у правши, оба полушария более автономны по своей работе. Возможно, именно поэтому левши обнаружи­вают, с одной стороны, большие творческие способности (неустоявшиеся связи могут способствовать нестандартному мышлению), а с другой — более замедленное (по сравнению с правшами) формирование на­выков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

Если говорить о личностных особенностях леворуких детей, то они эмоциональны, мечта­тельны, с яркими фантазиями и воображением, полагаются на интуицию, больше следуют чув­ству, чем рассудку, медленно усваивают нормы поведения.

Леворукие дети более робкие, ведут себя спокойно, ждут к ним обращения, сами не всту­пают в разговор первыми. Они очень впечатли­тельны, эмоционально чувствительны, ранимы, обидчивы, отрицательно относятся к тому, что им мешает сосредоточиться, не любят, когда их отвлекают, у них снижена работоспособность и повышена утомляемость. Они нетерпеливы, несдержанны, отмечается сниженный уровень субъективного контроля. В жизни это проявляется так: левша заводится с пол-оборота, легко впадает в ярость. Деятельность спонтанная, полагаются на счастливый случай. Для них трудно работать в больших группах со строго регламентированными условиями и подчине­нием. Они предпочитают индивидуальную ра­боту там, где могут проявить собственную инициативу и интуицию, творчество и фантазию.

Такие явления, как снижение адаптивных возможностей, повышенная возбудимость, тревожность, неврозоподобные расстройства, можно часто наблюдать у детей с вынужденной леворукостью. Характерным для леворукого ребенка можно считать несинхронное развитие психических функций, так развитие эмоцио­нально-волевых функций идет на опережение, в то время как психомоторные и пространствен­ные восприятия отстают.

Говоря об особенностях речи, можно отме­тить, что устная речь эмоциональна, экспрес­сивна, богата интонациями, сопровождается жестикуляцией, в ней нет особой стройности, возможны паузы, лишние слова и звуки. В на­чале письма могут писать (читать) наоборот (зеркально), пропускать буквы, не заканчивать слова, не ставить точки, корявый почерк.

Левши используют особую стратегию об­работки информации, аналитический стиль познания, что проявляется в замедленном по­нимании связей между частями целого (сни­жение дифференциации). Для них характерна подробная работа с деталями, на основании такого анализа строится целостное представление об объекте деятельности.

У большинства левшей наблюдаются недо­статочность развития зрительно-пространствен­ного восприятия, зрительной памяти и зритель­но-моторных координаций, что, несомненно, приводит к возникновению трудностей в школе, так как является существенным компонентом общего функционального развития ребенка. И вопрос не столько в том, что ребенок держит ручку в другой руке, гораздо важнее, сформи­рованы ли у него межполушарные связи, глазодвигательные связи (рука — глаз), а также свя­зи со слуховым анализатором (глаз — ухо — рука).

Достижение успеха в обучении таких детей возможно лишь при единой тактике поведения педагога и родителей, рассматривающих лево­рукость не как отклонение от нормы, а как индивидуальный вариант, проявление инди­видуальности в пределах нормы. Необходимо создавать благоприятные условия детям, ко­торым и так сложно существовать в «право­руком» социуме, никогда не выражать отрица­тельного отношения к леворукости, а, наоборот, использовать особенности такого ребенка для привития детям уважения индивиду­альных особенностей каждого человека, тер­пимости по отношению к проявлению свойств, не характерных для большинства.

ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕТРАДИ И РУК

ПРАВОРУКОГО И ЛЕВОРУКОГО РЕБЕНКА

 

СПОСОБЫ ПИСЬМА ЛЕВОЙ РУКОЙ

Первый способ (рис.а): зеркальное отражение «праворукого» положения руки при письме. Им чаще всего пользуются дети. Считается, что такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения: так как все образцы в тетрадях (прописях) расположены слева, при письме ребенок закрывает их кистью рук и не может на них ориентироваться, выполняя графические упражнения. Поэтому при таком способе письма у леворуких детей очень часто наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв, неправильное написание графических элементов.

Второй способ (рис.б): кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество графических ошибок при письме. Леворукие дети чаще всего сами приходят к такому способу письма.

Третий способ (рис.в): кисть левой руки с ручкой находится под строкой.При этом точкой опоры пишущей руки является лишь ногтевая фаланга левого мизинца, кисть руки практически полностью оказывается на весу. При таком способе письма ребенок хорошо видит образец, ему не приходится выворачивать кисть руки, написанное ранее не смазывается. Правда, при таком способе происходит нарушение общепринятых требований наклона письма вправо.

 

 

logo

Решаем вместе
Есть предложения по организации образовательного процесса или знаете, как сделать сад лучше?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo