Специалисты

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

28

июня

2022

ЧЕТЫРЕ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ

Чтобы стать хорошими родителями, нужно начинать с самоанализа.

Мы предлагаем вам пройти тест, который поможет понять, какого стиля воспитания вы придерживаетесь. В конце теста мы приводим описание четырех стилей воспитания и рассказ о том, какое влияние эти стили оказали на детей.

Тест самооценки: какого стиля воспитания вы придерживаетесь?

В этом тесте вам предстоит ответить на вопросы об отрицательных эмоциях — грусти, страхе и гневе, которые испытываете вы и ваши дети.

Отметьте ответ, наиболее точно соответствующий вашему мнению. Постарайтесь ответить на все вопросы (П = Правильно, Н = Неправильно).

  1. На самом деле у детей мало поводов для грусти. П Н
  2. Я думаю, что если гнев находится под контролем, то испытывать его вполне нормально. П Н
  3. Дети, которые демонстрируют свою грусть, просто хотят, чтобы взрослые их пожалели. П Н
  4. Когда ребенок злится, нужно сделать короткий перерыв. П Н
  5. Когда моему ребенку грустно, он начинает плохо себя вести. П Н
  6. Когда моему ребенку грустно, он ждет, что я исправлю мир и сделаю его совершенным. П Н
  7. При моем ритме жизни у меня нет времени на печаль. П Н
  8. Гнев является опасным состоянием. П Н
  9. Если игнорировать печаль ребенка, то она проходит сама собой. П Н
  10. Гнев обычно означает агрессию. П Н
  11. Дети часто изображают печаль, чтобы добиться своего. П Н
  12. Я думаю, что пока печаль под контролем, то все нормально. П Н
  13. Грусть нужно преодолеть, пережить, а не зацикливаться на ней. П Н
  14. Я не против того, чтобы поговорить с ребенком о грусти, если это не тянется слишком долго. П Н
  15. Мне больше нравятся веселые дети, чем постоянно взволнованные. П Н
  1. Когда мой ребенок расстроен, это хорошее время, чтобы начать решать проблемы. П Н
  2. Я помогаю своим детям быстро справиться с грустью, чтобы они могли начать заниматься более приятными вещами. П Н
  3. Я не считаю, что если мой ребенок печален, то его можно чему-то научить. П Н
  4. Я думаю, что дети грустят из-за того, что придают слишком большое значение отрицательным сторонам жизни. П Н
  5. Когда мой ребенок злится, он превращается в настоящего негодника. П Н
  6. Когда ребенок злится, я устанавливаю ограничения. П Н
  7. Когда мой ребенок грустит, это означает, что он хочет привлечь к себе внимание. П Н
  8. Гнев — это эмоция, которая стоит того, чтобы ее изучить. П Н
  9. Чаще всего дети злятся из-за незрелости и отсутствия понимания. П Н
  10. Я пытаюсь изменить гнев своего ребенка на жизнерадостность. П Н
  11. Вы должны выражать гнев, который чувствуете. П Н
  12. Когда мой ребенок расстраивается, это шанс с ним сблизиться. П Н
  13. На самом деле у детей почти нет поводов для гнева. П Н
  14. Когда мой ребенок грустит, я стараюсь помочь ему понять, что именно его расстраивает.П Н
  15. Когда мой ребенок грустит, я показываю, что понимаю его.П Н
  16. Я хочу, чтобы мой ребенок испытал печаль. П Н
  17. Важно выяснить, почему ребенок испытывает печаль. П Н
  18. Детство — это счастливое время, так что ребенок не должен грустить или сердиться.П Н
  19. Когда мой ребенок грустит, мы садимся и говорим о грусти. П Н
  20. Когда моему ребенку грустно, я стараюсь помочь ему выяснить причину. П Н
  1. Когда мой ребенок злится, это возможность с ним сблизиться. П Н
  2. Когда мой ребенок злится, я пытаюсь испытать это чувство вместе с ним. П Н
  3. Я хочу, чтобы мой ребенок испытывал гнев. П Н
  4. Я думаю, это хорошо, что дети иногда сердятся. П Н
  5. Важно понять, почему ребенок испытывает гнев. П Н
  6. Когда моя дочь грустит, я предупреждаю ее, что у нее будет плохой характер. П Н
  7. Когда мой ребенок грустит, я беспокоюсь, что он станет пессимистом. П Н
  1. Я не пытаюсь рассказать своему ребенку что-то особенное о печали. П Н
  1. Единственное, что можно сказать о печали, — это то, что выражать ее — совершенно нормально. П Н
  2. Я не уверен, что можно что-то сделать, чтобы избавиться от печали. П Н
  1. Для расстроенного ребенка можно сделать немного, разве что утешить. П Н
  1. Когда мой ребенок грустит, я стараюсь дать ему понять, что люблю его несмотря ни на что. П Н
  2. Когда мой ребенок грустит, я не совсем понимаю, чего он от меня ждет. П Н
  1. На самом деле я не пытаюсь рассказать своему ребенку что-то особенное о гневе. П Н
  2. Единственное, что можно сказать о гневе, — это то, что выражать его — совершенно нормально. П Н
  3. Когда мой ребенок злится, я стараюсь с пониманием относиться к его настроению. П Н
  4. Когда мой ребенок злится, я стараюсь дать ему понять, что люблю его несмотря ни на что. П Н
  5. Когда мой ребенок злится, я не совсем понимаю, чего он от меня ждет. П Н
  6. У моего ребенка плохой характер, и меня это беспокоит. П Н
  7. Я считаю, что ребенок не должен показывать свой гнев. П Н
  8. В гневе люди себя не контролируют. П Н
  9. Дети выражают гнев в виде приступов ярости. П Н
  10. Дети сердятся, чтобы иметь возможность идти своим путем. П Н
  11. Меня беспокоит, что, когда мой ребенок злится, он склонен все разрушать. П Н
  12. Если вы позволите детям испытывать гнев, то они будут думать, что всегда смогут поступать, как хотят. П Н
  13. В гневе дети никого не уважают. П Н
  14. Когда дети злятся, они забавно выглядят. П Н
  15. Обычно гнев мешает делать правильные выводы, и я делаю то, о чем впоследствии жалею. П Н
  16. Если мой ребенок злится, значит настало время решить проблему. П Н
  17. Когда мой ребенок злится, я думаю, что пришло время его отшлепать. П Н
  1. Когда мой ребенок злится, моя задача — немедленно это прекратить. П Н
  1. Я не придаю большого значения гневу ребенка. П Н
  2. Когда мой ребенок злится, я не воспринимаю это слишком серьезно. П Н
  1. Когда я злюсь, то чувствую, что сейчас взорвусь. П Н
  2. Гневом ничего не добьешься. П Н
  3. Выражение гнева вызывает у ребенка сильное возбуждение.П Н
  4. Гнев ребенка очень важен. П Н
  5. Дети имеют право испытывать гнев. П Н
  6. Когда мой ребенок сходит с ума, я просто выясняю причину.П Н
  7. Важно помочь ребенку понять, что вызвало его гнев. П Н
  8. Когда мой ребенок злится на меня, я думаю: «Я не хочу это слышать». П Н
  9. Когда мой ребенок злится, я думаю: «Если бы он мог просто научиться быть гибким». П Н
  10. Когда моя дочь злится, я думаю: «Почему она не может принимать вещи такими, какие они есть?» П Н
  11. Я хочу, чтобы мой ребенок злился, чтобы он мог за себя постоять. П Н
  12. Я не придаю большого значения печали моего ребенка. П Н
  13. Когда мой ребенок злится, я хочу знать, о чем он думает. П Н

Как интерпретировать ваши баллы

Отвергающий:

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы:

1, 2, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 24, 25, 28, 33, 43, 62, 66, 67, 68, 76, 77, 78, 80.

Разделите сумму на 25. Это ваши баллы по отвергающему типу.

Неодобряющий:

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы:

3, 4, 5, 8, 10, 11, 20, 21, 22, 41, 42, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 63, 65, 69, 70.

Разделите сумму на 23. Это ваши баллы по неодобряющему типу.

Невмешивающийся:

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы:

26, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 52, 53.

Разделите сумму на 10. Это ваши баллы по невмешательству.

Эмоциональный воспитатель:

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы:

16, 23, 27, 29, 30, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 51, 64, 71, 72, 73, 74, 75, 79, 81.

Разделите сумму на 23. Это ваши баллы по эмоциональному воспитанию.

Сравните четыре полученных оценки. Чем выше ваши баллы по одному из стилей, тем более вы к нему склонны.

Отвергающий родитель

  • считает чувства ребенка неважными и несущественными
  • не интересуется или игнорирует чувства ребенка
  • хочет, чтобы отрицательные эмоции ребенка быстро прошли
  • для прекращения эмоции часто использует отвлечение
  • может высмеять или не придать значения эмоции ребенка
  • считает детские чувства иррациональными, поэтому с ними не считается
  • проявляет мало интереса к тому, что ребенок пытается ему сказать
  • мало знает о своих и чужих эмоциях
  • чувствует себя неуютно, боится, испытывает беспокойство, раздражение, боль, когда ребенок выражает сильные эмоции
  • боится выпустить эмоции из-под контроля
  • больше интересуется, как справиться с эмоцией, чем смыслом самой эмоции
  • считает отрицательные эмоции вредными
  • считает, что концентрация на отрицательных эмоциях ещебольше усугубляет ситуацию
  • не знает, что делать с эмоциями ребенка
  • видит в эмоциях ребенка требование все исправить
  • считает, что негативные эмоции свидетельствуют о плохой приспособленности ребенка
  • считает, что негативные эмоции ребенка плохо влияют на его родителей
  • минимизирует чувства ребенка, преуменьшая события, которые вызвали эмоцию
  • не решает с ребенком проблемы; считает, что со временем они сами разрешатся

Влияние стиля на детей: дети узнают, что их чувства неправильные, неуместные и безосновательные. Они могут решить, что у них есть какой-то врожденный недостаток, который не позволяет им правильно чувствовать. Им может быть трудно регулировать свои эмоции.

Неодобряющий родитель

 Поведение родителей этого типа во многом сходно с отвергающим, но они относятся к эмоциям еще более негативно. Неодобряющий родитель:

  • судит и критикует эмоциональные выражения ребенка
  • совершенно уверен в необходимости введения границ для своих детей
  • подчеркивает соответствие стандартам хорошего поведения
  • делает выговоры, проявляет строгость и наказывает ребенка за выражение эмоций вне зависимости от того, как тот себя при этом ведет
  • считает, что выражение отрицательных эмоций должно быть ограничено по времени
  • считает, что отрицательные эмоции должны контролироваться
  • считает, что отрицательные эмоции свидетельствуют о плохом характере
  • считает, что ребенок использует отрицательные эмоции, чтобы манипулировать родителями; то есть речь идет о борьбеза власть
  • считает, что эмоции делают людей слабыми; чтобы выжить, дети должны быть эмоционально холодными
  • считает отрицательные эмоции непродуктивными, пустой тратой времени
  • считает, что отрицательными эмоциями (особенно печалью) не следует разбрасываться
  • озабочен тем, чтобы ребенок слушался старших

Влияние этого стиля на детей: такое же, как при отвергающем стиле.

Невмешивающийся родитель

  • свободно принимает все эмоциональные выражения ребенка
  • предлагает утешение ребенку, который испытывает негативные чувства
  • мало рассказывает, как нужно себя вести
  • не помогает ребенку справиться с эмоциями
  • все разрешает; не устанавливает ограничений
  • не помогает детям решать проблемы
  • не учит детей способам решения проблем
  • считает, что с отрицательными эмоциями ничего нельзя сделать, кроме как пережить
  • считает, что управление негативными эмоциями построено по законам физики; высвободите эмоции — и работа сделана

Влияние этого стиля на детей: дети не учатся регулировать свои эмоции; у них есть проблемы с концентрацией внимания, завязыванием дружеских отношений, и они хуже ладят с другими детьми.

Эмоциональный воспитатель

  • расценивает отрицательные эмоции ребенка как возможность для сближения
  • легко может находиться рядом с грустным, сердитым или испуганным ребенком; эмоции его не раздражают
  • осознает и ценит собственные эмоции
  • считает мир отрицательных эмоций той областью, которая требует родительского участия
  • чувствителен к эмоциональным состояниям ребенка, даже если они мало проявляются
  • не теряется и не тревожится из-за эмоциональных выражений ребенка; знает, что делать
  • уважает эмоции ребенка
  • не подтрунивает и не преуменьшает негативные чувства ребенка
  • не говорит, как ребенок должен себя чувствовать
  • не чувствует, что он или она должны решать за ребенка все проблемы
  • использует эмоциональные моменты, чтобы:

— выслушать ребенка

— посочувствовать и успокоить его словами и лаской

— помочь ребенку назвать эмоции, которые тот испытывает

— предложить варианты урегулирования эмоций

— установить границы и научить приемлемому выражению эмоций

— выработать навыки решения проблем

Влияние этого стиля на детей: дети учатся доверять своим чувствам, управлять своими эмоциями и решать проблемы. Они имеют высокую самооценку, лучше учатся, хорошо ладят с другими детьми.

Можно говорить о пяти ступенях эмоционального воспитания, о тех шагах, которые родители делают, чтобы установить эмпатию в отношениях со своими детьми и повысить их эмоциональный интеллект. Итак, вам нужно:

1) понять эмоцию ребенка;

2) отнестись к эмоции как к возможности для сближения и обучения;

3) сочувственно выслушать ребенка и подтвердить обоснованность его чувств;

4) помочь ребенку правильно назвать свои эмоции;

5) обозначить пределы переживаний, одновременно помогая решить проблему.

 

Тест для оценки эмоциональной осознанности

Следующий тест разработан для того, чтобы вы могли взглянуть на свою эмоциональную жизнь и понять, насколько вы позволяете себе испытывать гнев и печаль и как в целом относитесь к эмоциям.

Подсчитав баллы в конце теста, вы сможете оценить уровень своей эмоциональной осознанности и ответить на вопрос, почему реагируете на эмоции других людей, особенно на эмоции вашего ребенка, именно так, как вы это делаете.

Гнев

Обратитесь к недавнему прошлому, скажем, к последним нескольким неделям вашей жизни. Подумайте о том, что вызывало у вас стресс и заставляло чувствовать разочарование, раздражение или гнев, а также о тех людях в вашей жизни, которые отвечали вам нетерпеливо, срывались, раздражались и выказывали гнев. Подумайте над мыслями, образами и основными ощущениями, возникающими в тот момент, когда вы сталкиваетесь с этими эмоциями в других и в себе.

Прочитайте следующие утверждения и решите, насколько вы с ними согласны. Обведите соответствующий ответ (Д = Да,Н = Нет, НЗ = Не знаю).

  1. Я испытываю много разных видов гнева. Д Н НЗ
  2. Я или спокоен, или взрываюсь и редко, когда нахожусь в промежуточном состоянии. Д Н НЗ
  3. Люди замечают, когда я немного раздражен. Д Н НЗ
  4. Я задолго предчувствую появление гнева, ему предшествует плохое настроение или раздражение. Д Н НЗ
  5. Я замечаю в других даже слабые признаки гнева. Д Н НЗ
  6. Гнев отравляет. Д Н НЗ
  7. Когда я в гневе, у меня появляется ощущение, будто я что-то сжимаю челюстями, откусываю и пережевываю. Д Н НЗ
  8. Я ощущаю сигналы гнева в своем теле. Д Н НЗ
  9. Чувства — это личное. Я стараюсь их не выражать. Д Н НЗ
  10. Когда я злюсь, мне становится очень жарко. Д Н НЗ
  11. Мое ощущение гнева похоже на паровой котел, в котором увеличивается давление. Д Н НЗ
  12. Для меня гнев — это способ выпустить пар и снизить давление. Д Н НЗ
  13. Я ощущаю гнев как давление, которое нарастает и никак не снижается. Д Н НЗ
  14. Я боюсь, что в гневе могу потерять контроль над своими поступками. Д Н НЗ
  15. Мой гнев несет послание окружающим, что они не могут мной помыкать. Д Н НЗ
  16. Гнев — это мой способ стать серьезным и суровым. Д Н НЗ
  17. Гнев дает мне энергию; мотивирует к решению проблем, помогает победить, а не быть побежденным. Д Н НЗ
  18. Я держу свой гнев глубоко внутри. Д Н НЗ
  19. Я считаю, что, если подавлять гнев, это приводит к неприятностям. Д Н НЗ
  20. На мой взгляд, проявлять гнев столь же естественно, как прочищать горло. Д Н НЗ
  21. Для меня гнев — это будто что-то горит и вот-вот взорвется. Д Н НЗ
  22. Гнев как огонь, он может пожирать изнутри. Д Н НЗ
  23. Я просто пережидаю гнев, пока он не растает. Д Н НЗ
  24. Гнев — это разрушение. Д Н НЗ
  25. Гнев — это некультурно. Д Н НЗ
  26. Гнев — это будто тонешь. Д Н НЗ
  27. Я не вижу большой разницы между гневом и агрессией. Д Н НЗ
  28. Я считаю, что если ребенок злится, то это плохо и его надо наказать. Д Н НЗ
  29. Энергия гнева должна найти выход, поэтому достаточно его просто выразить. Д Н НЗ
  30. Гнев дает побуждение и энергию. Д Н НЗ
  31. У меня гнев сочетается с болью. Если я в гневе, значит, мне причинили боль. Д Н НЗ
  32. У меня гнев сочетается со страхом. Когда я злюсь, то в глубине души испытываю неуверенность. Д Н НЗ
  33. Человек в гневе чувствует, что у него есть власть, он словно отстаивает себя. Д Н НЗ
  34. Гнев — это в основном нетерпение. Д Н НЗ
  35. Я не борюсь с гневом, я просто жду, и через некоторое время он проходит. Д Н НЗ
  36. Для меня гнев означает беспомощность и разочарование. Д Н НЗ
  37. Я держу свой гнев под замком. Д Н НЗ
  38. Это стыдно, когда люди видят ваш гнев. Д Н НЗ
  39. Гнев — это хорошо, если он находится под контролем. Д Н НЗ
  40. Я считаю, что, если люди проявляют свой гнев, они пытаются зарыть свои отходы в других. Д Н НЗ
  41. Избавление от гнева подобно изгнанию из тела чего-то очень неприятного. Д Н НЗ
  42. Мне неудобно выражать свои эмоции. Д Н НЗ
  43. Если человек здоров, он не будет злиться. Д Н НЗ
  44. Гнев подразумевает взаимодействие или контакт. Д Н НЗ

 

Печаль

Теперь вспомните о недавних случаях, когда вы переживали печаль, уныние или подавленность. Вспомните знакомых вам людей, которые жаловались на печаль, депрессию или меланхолию. Какие мысли, образы и чувства приходят вам на ум, когда вы думаете о печали, своей и других людей? Прочтите каждое из следующих утверждений и обведите ответы, которые лучше всего отражают вашу точку зрения.

  1. В целом печаль отравляет. Д Н НЗ
  2. Печаль как болезнь, а избавление от печали — это как выздоровление. Д Н НЗ
  3. Когда мне грустно, я хочу быть один. Д Н НЗ
  4. Я испытываю много разновидностей печали. Д Н НЗ
  5. Я могу сказать, когда мне немного грустно. Д Н НЗ
  6. Я могу сказать, когда другие люди испытывают хотя бы слабую печаль. Д Н НЗ
  7. Мое тело подает мне громкие и отчетливые сигналы, что у меня будет грустный день. Д Н НЗ
  8. Я считаю печаль продуктивной. Она дает сигнал замедлиться. Д Н НЗ
  9. Я думаю, что печаль — это хорошо. Она подсказывает, что в жизни чего-то не хватает. Д Н НЗ
  10. Печаль — это естественная часть ощущения потери и горя. Д Н НЗ
  11. Печаль хороша, если она быстро заканчивается. Д Н НЗ
  12. Печаль помогает очиститься. Д Н НЗ
  13. Печаль бесполезна. Д Н НЗ
  14. Нет ничего лучше, чем выплакаться. Д Н НЗ
  15. Печаль — это не то, что следует растрачивать на мелочи. Д Н НЗ
  16. Печаль имеет свои причины. Д Н НЗ
  17. Печаль означает слабость. Д Н НЗ
  18. Печаль означает, что вы можете чувствовать или сопереживать. Д Н НЗ
  19. Ощущение печали — это ощущение беспомощности или безнадежности. Д Н НЗ
  20. Если вам грустно, то говорить с людьми бесполезно. Д Н НЗ
  21. Иногда я просто как следует плачу. Д Н НЗ
  22. Печаль меня пугает. Д Н НЗ
  23. Показать людям, что вам грустно, означает потерять контроль над ситуацией. Д Н НЗ
  24. Если вы можете сохранять контроль над собой, то печаль может быть удовольствием. Д Н НЗ
  25. Свою печаль лучше никому не показывать. Д Н НЗ
  26. Печаль — это насилие над личностью. Д Н НЗ
  27. Печальные люди должны оставаться в одиночестве, как в карантине. Д Н НЗ
  28. Противоядие от печали — действовать так, будто вы счастливы. Д Н НЗ
  29. Если хорошо подумать, то одну эмоцию можно преобразовать в другую. Д Н НЗ
  30. Я всегда стараюсь быстрее перестать грустить. Д Н НЗ
  31. Печаль заставляет задуматься. Д Н НЗ
  32. Печаль ребенка — это его отрицательная черта. Д Н НЗ
  33. На печаль ребенка лучше не реагировать. Д Н НЗ
  34. Иногда, когда мне грустно, я испытываю отвращение к себе. Д Н НЗ
  35. На мой взгляд, эмоции есть всегда, они являются частью жизни. Д Н НЗ
  36. Контролировать себя означает быть оптимистичным, позитивным и не печалиться. Д Н НЗ
  37. Чувства — это личное, они не предназначены для публики. Д Н НЗ
  38. Если вы эмоциональны с детьми, то легко можете потерять контроль и начать их оскорблять. Д Н НЗ
  39. Лучше не зацикливаться на отрицательных эмоциях, а подчеркивать положительные. Д Н НЗ
  40. Чтобы избавиться от отрицательных эмоций, нужно заняться повседневными делами. Д Н НЗ

 

Подсчет баллов

Люди, которые осознают гнев и печаль, говорят об этих эмоциях особо. Они легко обнаруживают их в себе и в других, различают нюансы и позволяют этим эмоциям быть частью своей жизни. Такие люди обычно реагируют на менее интенсивные проявления гнева или печали у своих детей, чем люди с более низким уровнем осознания эмоций.

Можете ли вы хорошо разбираться в одной эмоции и ничего не понимать в другой? Это вполне возможно. Понимание не одномерно и может меняться с течением времени.

ГНЕВ. Чтобы подсчитать свои баллы, сложите все ответы «да» на вопросы из списка № 1, а затем вычтите из полученного числа количество ответов «да» на вопросы из списка № 2. Списки приведены ниже.

Чем выше оценка, тем лучше вы разбираетесь в эмоции.

Список № 1

1, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 19, 20, 29, 30, 31, 32, 33, 44.

Список № 2

2, 6, 9, 13, 14, 18, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43.

Если вы ответили «не знаю» более десяти раз, вам нужно работать над лучшим осознанием гнева в себе и других.

ПЕЧАЛЬ. Чтобы подсчитать свои баллы, сложите все ответы «да» на вопросы из списка № 1, а затем вычтите из полученного числа количество ответов «да» на вопросы из списка № 2. Списки приведены ниже. Чем выше оценка, тем лучше вы разбираетесь в эмоции.

Список № 1.

4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 18, 21, 24, 31, 35.

Список № 2.

1, 2, 3, 11, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 33, 34, 36, 37, 38, 39, 40.

Если вы ответили «не знаю» более десяти раз, вам нужно работать над лучшим осознанием печали в себе и других.

Контакт с собственными негативными чувствами позволяет лучше помогать детям, когда они сердятся, грустят или боятся. Это как в инструкции по технике безопасности в самолете. Сначала вы должны надеть кислородную маску себе и только потом своему ребенку.

(Эмоциональный интеллект ребенка.

Практическое руководство для родителей

/ Джон Готтман, Джоан Деклер)

logo

Решаем вместе
Есть предложения по организации образовательного процесса или знаете, как сделать сад лучше?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo