Специалисты

Адаптация ребёнка к детскому саду

11

июня

2020

Адаптация – приспособление организма к новым условиям.

 

Детский сад – новый период в жизни ребенка.

 

У ребенка наступает сильный стресс (психологи сравнивают его со стрессом, переживаемым взрослыми людьми во время развода). Большинство детей реагируют на детский сад плачем. Одни легко приходят в группу, но плачут вечером дома, другие капризничают и плачут перед входом в группу. Справляться со стрессом помогают защитные свойства организма – у ребенка это любопытство и подражательность.

 

В основном период адаптации у детей длится от недели до месяца.

 

Весь период привыкания разделяется на 3 этапа:

 

* Период дезадаптации. Проявляется более-менее выраженное рассогласование привычного поведения: может нарушаться аппетит вплоть до полного отказа от еды, нарушается сон (ребенок отказывается ложиться, долго не засыпает, сон кратковременный, прерывистый); ребёнок часто плачет; может наблюдаться повышение температура тела, нарушаться функция кишечника, появляться сыпь, учащается мочеиспускание, нарушатся ранее приобретенные привычки (например, проситься в туалет).

 

* Собственно адаптация. Ребенок начинает привыкать к новой среде и поведение постепенно приходит в норму: сначала нормализуется аппетит (в течение 15 дней), дольше держатся нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее всего налаживается игра и речевая активность (в течение 60 дней).

 

* Период компенсации – адаптированности. Когда все показатели нормализуются и достигнут определённого уровня.

 

Степени тяжести адаптации:

 

Легкая – 1-16 дней, без заболевания или оно однократно.

Средняя – 16-32 дней с повторными заболеваниями.

Тяжелая -  до 64 дней, заболевания с осложнениями.

Очень тяжелая – более 60 дней, невротические реакции.

 

На степень тяжести адаптации влияют факторы в анамнезе:

 

Биологические – токсикозы беременности, осложнения в родах, заболевания периода новорожденности и первых трех месяцев жизни, ослабленные дети, невротические дети.

 

Стресс, снижение защитных сил способствует заболеванию ребенка в этот период.

 

Социальные – недостаточные воспитательные воздействия в семье, например, укорочение сна, отсутствие режима, соответствующего возрасту, неправильная организация бодрствования, нет начал самостоятельности – ребенка полностью обслуживают взрослые, т.д.

 

Более легко дети адаптируются, когда семья старается поддержать приемы воспитания, используемые в детском саду.

 

 

 

Рекомендации родителям по адаптации ребёнка к детскому саду

 

Уважаемые родители!  Для того  чтобы ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает детский сад, чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим Вас о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям.

 

Психологически ребенку наиболее тяжело даются 3 момента из режима детского сада: приход утром и расставание с родными, возвращение в группу после прогулки, укладывание на дневной сон.

 

Рекомендуемый вариант посещения детского сада на период привыкания:

 

Сначала приводить ребенка на 1ю половину дня до сна. Если эмоциональные реакции ребенка будут очень сильными (постоянный непрекращающийся плач) разделите этот этап на два:

 

- Сначала приводить ребенка на 2 – 2,5 часа в период с 9.00 до  возвращения в группу с утренней прогулки, накормив ребенка дома завтраком (в начале посещения детского сада желательно в первые дни не оставлять ребенка надолго, так как даже 2 часа в стрессовой ситуации покажутся малышу вечностью).

 

- Затем  время пребывания в детском саду увеличится с 8.00 до 12.00,  и мы предложим ребенку попробовать обед в группе.

 

После этого попробуем оставлять ребенка в группе спать и примерно 1- 2 недели. Вы будете  забирать его после дневного сна (оставлять на сон только тогда, когда ребенок привыкнет к другим режимным процессам). Если будете оставлять ребенка на дневной сон, принесите для облегчения засыпания его любимую игрушку из дома (или приносите ее ежедневно) и пижаму.

 

Далее можно переходить на полный режим, то есть то время пребывания ребенка в детском саду, которое удобно Вам.

 

Сколько по времени будет продолжаться каждый этап, сказать трудно, потому что все дети проходят  адаптацию по-разному.

 

  1. Вашему ребенку будет легче привыкать ко всему постепенно. Важно до поступления в детский сад приблизить домашний режим дня к режиму детского сада. По возможности приучите к горшку, научите самостоятельно пользоваться ложкой, пить со стакана.
  2. Если что-либо будет волновать Вас в связи с детским садом, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь вашими сомнениями с воспитателями.
  3. Приводить ребенка в детский сад лучше тем взрослым, с которыми ребенок не проводил весь день и привык к ежедневному расставанию с ними.
  4. Если ребенок не легко идет в группу, по возможности не затягивайте расставание с ним утром: долгие проводы – долгие слезы (передали ребенка воспитателю и уходите, иначе он снова побежит к вам и отрываться от вас ему будет уже труднее. Не заглядывайте в окно группы с улицы: если ребенок вас увидит – у него скорее всего начнется истерика).
  5. Ошибка родителей — пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Прежде всего, родителям нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии! Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.
  6. Рекомендуется как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она всегда рядом. При этом избегая шумных, эмоционально насыщенных мероприятий, походов в гости, приема гостей, посещения развлекательных центров.
  7. Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
  8. В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ. повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
  9. Желательно не совмещать период адаптации к детскому саду ребенка и дату выхода мамы из декретного отпуска на работу.
logo

Решаем вместе
Есть предложения по организации образовательного процесса или знаете, как сделать сад лучше?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo